«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности»
Тема «Пожарная безопасность для детей дошкольного возраста» является актуальной в настоящее время и соответствует современным тенденциям развития образования. Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое – человеческие жизни.
На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности и причиной жертв среди детей становится отсутствие у них навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного для его жизни поведения.
У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно прячутся под кровати, в шкафах, укромных уголках комнат, не пытаются бежать и тогда, когда двери не закрытые. Отыскать детей в задымленных помещениях бывает нелегко. Примерно каждый восьмой пожар возникает от детской шалости с огнем, от их не умелого, не осторожного обращения с ним.
В работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности необходимо отнестись со всей серьезностью. Если мы не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил. Соблюдение их должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических норм. Помочь им в этом обязаны мы – взрослые. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызвать помощь. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу правила пожарной безопасности.
Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 1994 г. (статья 25) гласит: «обязательное обучение детей дошкольных образовательных учреждений и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».
В соответствии с этим в детских садах детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности. Необходимость этого подтверждает и печальная статистика: ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около тысячи детей.
Основной целью моей работы является – формирование целостного представления детей о пожарной безопасности.
Задачи:
– уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
– научить детей набирать номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес);
– познакомить со средствами пожаротушения;
-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
– расширить знания детей о профессии пожарного;
– воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
– сформировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
-информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия;
- организация предметно-пространственной развивающей среды, работы с педагогами по распространению передового опыта.
- Свою образовательную работу в детском саду, в группе старшего дошкольного возраста, я построила по трём разделам:
Работа с детьми.
Работа с педагогами.
Работа с родителями.
Работа с детьми.
В своей работе я использую разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт
ребенка. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ребенка в группе. Стимулирую к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Для того, чтобы сформировать интерес детей к проблемам собственной безопасности, я создавала и обогащала развивающую предметно-пространственную среду. Мною были сделаны: лепбук «Пожарная безопасность», дидактическая игра «Ребусы», эмблемы для игр-эстафет, султанчики для игры «Пожарные и искорки», пособие «В стране пожарного», наглядное пособие «Пожарная безопасность».
Использовала разнообразные подвижные, словесные, дидактические игры: «Топаем, хлопаем», «Причины пожара», «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару», «Пожарные и искорки», игра «Это я, это я, это все мои друзья», «Продолжи предложение», «Да и Нет».
Подобрала детскую художественную литературу по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения (С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К. И. Чуковский «Путаница», С. Михалков «Дядя Стёпа», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», Б. Житкова «Пожар», «Дым», «Пожар в море»), а также использовала методические пособия Т. А. Шорыгиной. Дети не только слушали рассказы, сказки, а постоянно сотрудничали со мной в диалоге, высказывали свои мысли.
На основе всего выше перечисленного я оформила картотеки: «Детская художественная литература», «Физкультминутки и подвижные игры по пожарной безопасности».
В ходе познавательно-исследовательской деятельности были проведены опыты с огнём. Дети анализировали, делали выводы. В совместной деятельности с детьми я проводила беседы: «Осторожно, Новый год!» «Пиротехника», «Героическая профессия», «Знакомство с огнетушителем», «Бытовые электроприборы», «Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём» и другие.
Были проведены творческие мастерские: аппликация и лепка на тему «Огнетушитель», «Пожарная машина спешит на помощь» (все виды детской деятельности), конструирование «Пожарная машина будущего» и др.
Обсуждали смысл пословиц и поговорок по пожарной безопасности, очень понравился детям досуг «Отгадай загадки». Совместно с детьми и родителями провели конкурс чтецов по рассказыванию стихотворений наизусть. В работе использовала разные формы и методы, как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняли роли пожарных, спасателей.
Для проведения сюжетно-ролевых игр использовали дети игрушки-модели: утюги, газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарную машину. Сюжетно-ролевые игры – это любимый вид деятельности дошкольников. И мальчики, и девочки с удовольствием играют в «Пожарных», «Спасателей», «МЧС», придумывая самые непредсказуемые сюжеты : «Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Спасение людей на пожаре» и т. д. Накопленные знания по пожарной безопасности помогают ребятам разнообразить сюжеты, сделать игру длительной и интересной.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствует формированию навыков поведения в быту. Особое внимание уделяется составлению рассказов на противопожарную тематику с началом или концом, предложенным педагогом. Предлагались так же темы будущего рассказа в виде поговорок. Например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла…». Получившиеся рассказы или литературные произведения инсценируются. Роли дети исполняют самостоятельно или с помощью кукол.
Была организована экскурсия в пожарную часть, где дети познакомились с трудом пожарных, увидели их одежду и средства пожаротушения. Также я детей познакомила с системой оповещения и сигнализацией в садике в случае задымления.
Также в работе с детьми я использовала ИКТ (презентации).
Мною были разработаны конспекты занятий: «Огнетушитель» (лепка и обрывная аппликация), «Пожарная машина спешит на помощь» (все виды продуктивной деятельности детей), спортивное развлечение «Юный пожарный».
Работа с педагогами.
Работа по этому разделу направлена на повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе новых технологий по воспитанию культуры и обучению основам пожарной безопасности воспитанников. На базе ДОУ были проведены мною консультация на тему «Роль воспитателя в формировании у детей представлений о пожарной безопасности», рекомендации «Обучение детей мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении».
Работа с родителями.
Я использовала активные формы работы с родителями воспитанников старшей группы. Были проведены: родительское собрание, семинар-практикум, анкетирование, консультации. В виде наглядной информации мною были предоставлены родителям буклеты на тему «Отведи беду», памятка «Пожарная безопасность», рекомендации «Почитайте детям», папка-передвижка «Правила поведения детей при пожаре». Родители оказали помощь в сборе материала для оформления лепбука «Пожарная безопасность». Приняли активное участие в сопровождении детей в пожарную часть.
Таким образом, обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении. По словам Арнаутовой Е. П. «Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт». Только во взаимодействии друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.